“Материнская линия» Бато Дашицыренова

pic

29 мая в 17.00 в Художественном музее им. Ц.С.Сампилова откроется долгожданная выставка нашего земляка, талантливого художника Бато Дашицыренова (1961-2011).

Бато Дашицыренов родился в с. Хурамша Иволгинского района Бурятии. В 1995 г. окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е. Репина, отделение театральной живописи (мастерская Э.С. Кочергина). С 1995-1999 годы — главный художник Бурятского государственного академического театра оперы и балета (г.Улан-Удэ). В 2000-2004 гг. - главный художник Художественно-производственного комбината Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), с 2006 года — руководитель скульптурных мастерских Мариинского театра. Основные работы в театре: «Дама с камелиями» (1996), «Фауст» (1998), «Жар-птица» (1997), «Где ты, сын вечно синего неба?» (Ю.Эрдынеев, Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева), эскизы костюмов к спектаклю «Шаманские сновидения» (1998), «Война и мир» (2001), мемориальная доска «Памяти Хамбо Итыгилова» (Санкт-Петербургский буддийский храм, 2005, сценография мюзикла «Танец орла» (БГАДТ им. Х. Намсараева, 2008 г.)) и др.

Мир, в который погружает своим творчеством Бато Дашицыренов, с одной стороны обращен в тысячелетнюю древность Центральной Азии, с другой это переосмысленное живописное и скульптурное пространство сквозь тонкую призму постмодернизма (как поиск идентичности). Живопись Дашицыренова отличается индивидуальным почерком: крупные головы наподобие масок, обобщенно в виде аппликаций решены брови, усы и борода — элемент восходящий своими истоками к шаманским онгонам. Голова занимает практически весь холст. Основной источник информации для художника заложен в голове, как проявление верхнего мира. Именно в голове, по представлениям бурят сосредоточен источник души (сулдэ) человека. Сам Бато говорил: «Мне близка манера импрессионистов. Привлекает искусство Центральной Азии, его древние истоки. Нравятся «каменные бабы», петроглифы, маски, шаманские онгоны. С другой стороны, стараюсь уйти от чисто этнических моментов, к передаче состояния души». Художник шел к своему стилю постепенно. Наряду с интересом к маскам и «каменным бабам», Бато трепетно относился к своим давним и любимым сюжетам. В ряду последних можно назвать композицию «Ангел». Ангел за спиной всадника — сюжет отчасти литературный, близкий к христианским мотивам. В серии «Музыканты», написанной в двух техниках: на холсте маслом и в бронзе, художник создает свое музыкальное настроение.

Монументальные в скульптуре и предельно декоративные в живописи эти композиции завораживают зрителя. Все, что так долго копилось и собиралось Бато воплотилось в его творческих фантазиях как живописных, так и скульптурных. Кажется, любой материал давался ему легко, без усилий. Художественный мир Бато Дашицыренова сюжетно обращен к первоистокам, по форме современен и наделен особым авторским обаянием и свободой выражения. 


Художественный музей им. Ц.С. Сампилова


Опубликовать на моей странице